Или как всё начиналось у меня.

Развитие интернет-торговли в России.

Личная история
Привет, дорогой читатель. Меня зовут Стрига Николай и я создал вместе со своей семьёй личный блог об интернет-торговле "digital-komanda.ru", так как я работаю в направлении e-commerce, проще говоря в интернет-магазине. Мой результат можете почитать здесь.
Прежде чем начать, я хочу написать, что к e-commerce в России, я отношу те компании, которые трудятся в сфере интернет-торговли продаж товаров или услуг в таких комбинациях:
1) интернет-магазины, без офлайн-точки, где оплату можно произвести только через сайт. (Pandao,Самокат и т.д)
2) интернет-магазины с офлайн-точкой, где можно произвести оплату, только через сайт. (Озон, Wb, и т.д)
3) интернет-магазины с офлайн-точкой, где можно оплатить как через сайт, так и в магазине наличными. (М-видео, Эльдорадо, Мегафон и т.д)
4) различного рода сайты, в которых основной поток потенциальных покупателей приходится через интернет-рекламу, а также у продавца есть офлайн-магазин(ы) или офис(ы) и т.д, куда можно прийти и пообщаться с продавцом, а также осуществить оплату. (Строительные компании, компании занимающиеся ремонтом и т.д)


В этой статье хотел больше рассказать о себе и о своём опыте, а также о перспективах развития интернет-торговли, только не с точки зрения описаний исследований компании Data Insight, которые я часто встречаю в статьях, а с точки зрения моего личного опыта, как простого пользователя и работника российского рынка e-commerce.
Начну с того, что я благодарен новому технологичному рынку в интернете, так как именно он в 2018 году, помог мне увеличить объём продаж на моей новой работе, и сделать так, что филиал не закрыли. А также дал возможность брать сына (4,5 годика) с собой на работу, так как не было с кем оставить, когда он не мог ходить в садик, то я его брал с собой на работу.
Теперь вы понимаете, почему у нас команда именно выглядит так .............................)))) А, кстати, забыл сказать про нашего руководителя-кота Маси. Электронная торговля во всём мире, тем замечательна, что можно чётко отследить и оцифровать эффективность своих действий в интернете и если digital команда приносит прибыль в компанию, то неважно как выглядят внешне её сотрудники. Поэтому для нашей команды нужен был харизматичный руководитель, который заряжает позитивом, воодушевляет нас, и не мешает работать и достигать целей))), поэтому на эту должность прекрасно подошёл кот.
Суровый руководитель нашей digital-команды
Руководитель перспективной digital-команды. Первый в мире кот, который развивает интернет-торговлю в России.
Начну свой рассказ о перспективе развития интернет-торговли в России, с того, что я достаточно долго работал в сфере b2b (т.е это, когда бизнес продаёт бизнесу продукт или услугу для последующей продажи данного товара либо создания нового продукта или услуги для конечного потребителя). И цепочка движения товара к конечному потребителю в большинстве случаев выглядит так, как показано на рисунке внизу. Говорю это из-за своего личного опыта так, как я прошёл свой путь от мерчендайзера и дошёл до дивизионного регионально представителя в крупной компании производителя на рынке FMCG (рынок продуктов питания), также работал в дистрибьюторских компаниях и начинал с торгового представителя и заканчивал руководителем отдела продаж. Но также было и наоборот и меня понижали в должности. В общем, как и у многих людей на планете Земля свои взлёты и падения. Ну и в один прекрасный момент я оказался с "ребёнком на руках" в потенциально закрывающимся филиале, то есть перспектива была не "айс" и я очень переживал.
Но я не знал, какие возможности открывает интернет-торговля , так как на тот момент я их ещё просто не видел. А вот когда узнал я реально кайфанул от нового вида торговли и перспектив электронной коммерции в России.
Модель торговли в конце 20 века
Классическая модель торговли у большинства производителей в конце XX века.
Итак, в чём была перспектива и развитие, ну во-первых: ушла огромная цепочка компаний и сотрудников, с которыми необходимо было согласовать маркетинговую активность. Если вы работаете на стороне производителя, то чтобы вам сделать акцию и она дошла до конечного потребителя вам нужно, чтобы с вашей идеей согласилось порядка 7 человек. Это означает, что вам придётся потратить много времени, энергии и не факт, что у вас получится, так как, возможно, руководителю отделу продаж, дистрибьютору она не понравится и он будет всячески мешать вам её реализовать.

В общем последовательность ваших действий для согласований в офлайн-торговле будет выглядеть так:
Внутри вашей компании.
  1. Ваш руководитель.
  2. Руководитель вашего руководителя.
Дистрибьютор.
  1. Коммерческий директор или руководитель отдела закупок.
  2. Руководитель отдела продаж/маркетинга.
  3. Торговый представитель.
Торговая точка.
  1. Директор магазина/закупщик.
  2. Продавец.
Конечный потребитель.


В общем интернет-технологии в онлайн-торговле помогают производителям, импортёрам, выходить сразу на конечного покупателя, минуя посреднические компании. Как я люблю говорить, есть только вы, интернет и конечный потребитель))).
Во-вторых: происходит естественный рост e-commerce в России, как минимум на 30% ежегодно, то есть это растущий рынок и люди всё больше и больше пользуются интернетом для поиска нужной информации.
В третьих во многих нишах бизнеса по-прежнему немного конкурентов и можно ещё снять сливки.

Бурный рост интернет-торговли в России связан напрямую с выгодами для покупателя, который решил воспользоваться интернетом и совершить покупку, так как можно:
1) оформить и оплатить не выходя из дома.
2) за короткое время изучить десятки предложений и выбрать нужный вариант за чашкой чая дома без суеты.
3) почитать отзывы, как положительные, так и отрицательные.
4) купить товар, который не продаётся в близкой геолокации покупателя.
5) осуществить покупку из любого места и в любое время суток.
6) найти что-то редкое, которое нет в городе, регионе или стране.
7) оформить возврат.
8) задать вопрос или подписаться на акции и новости компании и отслеживать её в социальных сетях.
9) осуществить покупку по цене дешевле "рыночной цены".
10) просто находится за компьютером и вам будут поступать предложения, даже если вы и не ищете, потому что будет работать ремаркетинг, а также таргетинг по поведенческим факторам.
11) не понравится продукт или услуга, можно запросто написать негативный отзыв или, наоборот, позитивный.

Также развитие интернет-торговли в России выгодно и для продавцов (производителей, импортёров и возможно для дистрибьюторов), потому что можно:
1) не платить посредникам, а данные денежные средства вкладывать в развитие и маркетинг, или уменьшение цены, и т.д.
2) интернет-технологии позволяют чётко понять, сколько денег вложили в продвижения и какой результат получили ( продажи и прибыль).
3) можно предлагать конечному потребителю полностью всю свою широкую линейку товаров, а не ту, что закупил дистрибьютор, розничный магазин или супермаркет.
4) можно "общаться" со своим потребителем более тесно - узнавать его пожелания, мнения и т.д.
5) не нужно проходить, как я писал ранее, большую цепочку согласований маркетинговых активностей.
6) работа с конечным потребителем подразумевает оплату по фактическому получению или по предоплате, а вот при работе с дистрибьютором производители сталкиваются с предоставлением отсрочки, тем самым рискует потерять свои деньги.

Тенденции развития интернет-торговли в России.

Онлайн-торговля сильно отличается от офлайн-торговли, поэтому есть свои плюсы и минусы. Каждые 2-3 года меняются тенденции развития, так как онлайн-торговля в России эволюционирует и системы пытаются предоставить покупателю больше плюсов, и минимизировать минусы. Прошу заметить, что офлайн-торговля развивалась тысячи лет, а вот интернет-торговля в России да и в мире я думаю, начала развиваться только в 90-ые годы прошлого века. Поэтому можно сказать, это ещё младенец.
Тенденции развития на рынке интернет-торговли в ближайшие 1-2 года в России:
1) рост рынка маркетплейсов.
Основные преимущества - бесплатная доставка, терминал на выдачи рядом с домом, большой ассортимент товаров, 'не кинут" с деньгами, большие скидки и акции, множество фильтров для поиска в приложении и на сайте. На данный момент максимальный рост продаж на рынке маркетплейсов был зафиксирован в 2020 году.
2) активное внедрение средним и крупным бизнесом CDP (Сostumer Data Platform)
Основное преимущества СDP- работа со своей аудиторией покупателей изучение их по поведению, демографии, покупкам и потребностям и т.д. Составление персонализированных маркетинговых предложений, которые помогают решить потребности покупателей минуя создания нерелевантных торговых предложений, который раздражают и не вызывают желания осуществить покупку.
3) развитие telegram каналов.
Основное преимущество - нет привязки аккаунта к номеру телефона и анонимность, популярность у населения, широкие возможности групп в telegram так как платформа не урезает охваты по подписчикам как делают социальные сети, работа с различными системами автоматизации через ботов, легко подписаться с мобильного устройства без авторизации,

4) реклама при помощи фидов в поисковых системах Яндекс, и платформе ВК.
Основное преимущество - быстрый запуск, если есть от 50 товаров, низкая цена за клик по сравнению с поисковой рекламой в среднем ниже на 20-30%, высокая кликабельность объявлений.

С точки зрения развития самих digital технологий. То они еще в далёком 2021 году показали развитие в таких аспектах как;
1) искусственный интеллект и оплата за результат. (лиды). Появились алгоритмы в поисковых системах, товарных площадках и т.д, где оплата происходит уже не за показы, не за клики, а за конверсионные действия. (заполнение лид-формы, звонок, заказ с сайта и т.д).
2) формат сайта - mobile first. Каждый год увеличивается доля покупок с мобильных устройств и уменьшается доля покупок с компьютеров и планшетников. Поэтому сайт должен максимально адаптирован к телефону и онлайн-покупкам.
3) простота и минимализм. Из-за перегруженности информационного поля сейчас будут расти те компании, которые смогут быстро и понятно донести преимущества продукта, своё позиционирование, возможностью связаться с продавцом и т.д
4) специалисты по digital-лидогенерации приобретают универсальность. То есть (контекстологи, таргетологи, smm-щики, авитологи,веб-аналитики и т.д) уже стараются понять лидогенерации с точки зрения уже не одного направления, а стараются пробовать силы в разных направлениях торговли при помощи интернета, то что в одном направлении сделать тяжело, в другой легко.
Digital-команда, которая развивает интернет-торговлю в России.
Digital-команда. Начало.
Мои другие кейсы
Made on
Tilda